Фонвизин, Денис Иванович
1
Дени́с Ива́нович Фонви́зин, Фон-Визин (3 (14) апреля 1745,
Москва — 1 (12) декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский
писатель, один из наиболее значимых драматургов екатерининской эпохи,
автор пьес «Бригадир» и «Недоросль» — первых в истории русского театра комедий
нравов; прозаик, поэт, переводчик и публицист. Секретарь главы русской
дипломатии Никиты Панина, статский советник (1781). Старший брат сенатора Павла
Фонвизина.
2
Происхождение
Родился в семье Ивана Андреевича Фонвизина, образ
которого позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в произведении
«Недоросль». Родоначальником Фонвизиных был немецкий барон Питер фон
Визен, взятый в плен во время Ливонской войны (1558—1583), в царствование Ивана
Грозного. После войны барон остался в России и поступил на
русскую службу. Его
внук при царе Алексее Михайловиче принял православие.
3
Начальное образование будущий писатель получил дома, как
и остальные семеро детей. Поступил в дворянское отделение университетской
гимназии (1755), где, добившись успехов в изучении латыни, попал в высший
латинский класс и слушал лекции И. М. Шадена по логике и нравственной
философии. Награждён серебряной (1756) и двумя золотыми медалями (1759 и 1761)
за «первенство в высших классах» и успехи в высшем немецком классе.
4
В 1760 году Фонвизину также была присуждена золотая
медаль, но награждение медалью было заменено производством в воинский чин. В
1760 году в числе лучших учеников Фонвизин и его брат Павел в сопровождении
директора университета И. И. Мелиссино совершили поездку в Санкт-Петербург для
представления куратору университета И. И. Шувалову, в доме которого
Фонвизин беседовал с М. В. Ломоносовым.
5
В столице познакомился с первым руководителем русского
театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление в
профессиональном театре — постановку пьесы «Генрих и Пернилл» датского
писателя, основоположника датской драмы Людвига Хольберга. Познакомился с
актёрами Ф. Г. Волковым и И. А. Дмитриевским. Был произведён в студенты
Московского университета (1761), однако образование продолжать не стал.
6
Был принят на службу в Коллегию иностранных дел
переводчиком с чином поручика в конце октября 1762 года. Одновременно со
службой в Коллегии (с 1763) был причислен к кабинет-министру императрицы и
литератору И. П. Елагину и 3 декабря 1764 года стал одним из его секретарей.
7
В 1761 году по заказу одного из московских книготорговцев
Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга. Затем, в 1762 году, он переводит
политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская
добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого
«Телемака» Фенелона, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия;
в 1769 году сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли, или Благодеяние и
благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его
писателем был Руссо.
8
Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные
произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так,
предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора
пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в
томе 9—10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Её действующие лица —
прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым,
Улита — с Простаковой, а Иванушка — с Митрофаном. Существует также
версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.
9
Фонвизин находился под сильнейшим воздействием
французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция. Он сделался постоянным участником кружка русских
вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского. В комедии «Бригадир»
действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира,
неистового галломана, занимает центральное место.
10
Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его
служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в
1763 году. Фонвизин, служивший
тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже
известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и
Владимир Игнатьевич Лукин. Ещё большим успехом пользовалась его комедия
«Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в
Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он
сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным.
11
В 1769 году
Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря,
одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по
его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России
совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии
как империи, так и самых государей». Это произведение содержит
исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов,
требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае
насильственным переворотом.
12
5 сентября 1774 года Фонвизин женился на Екатерине
Ивановне Хлоповой (1746—1796), вдове штык-юнкера А. А. Хлопова и дочери
богатого купца Роговикова. Венчание было в Петербурге в Исаакиевском
соборе. Этот брак улучшил материальное положение Фонвизина, в приданное
он получил дом на Галерной улице, в котором и поселился с женой.
13
В 1777—1778 годах Фонвизин выехал с женой за границу и
довольно долго находился во Франции. Отсюда он писал письма своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П.
И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову. Эти письма носили ярко
выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина,
наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических
явлениях в жизни французского общества позволили ему нарисовать исторически
верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую
действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не
только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического
порядка на родине. Он оценивал по достоинству то, что заслуживает внимания во
Франции — торговлю и промышленность.
14
В августе 1778 года Фонвизин встречался в Париже с
Бенджамином Франклином. По
словам П. А. Вяземского, «представитель юного просвещения России был
собеседником с представителем юной Америки». Существует предположение, что
Франклин послужил прообразом Стародума в комедии «Недоросль» (1781)
15
Одним из лучших произведений русской публицистики
является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 —
начало 1783 гг.), в котором, в частности, Фонвизин подчёркивает, что «на
демократию же и походить не может земля, где народ, пресмыкаясь во мраке
глубочайшего невежества, носит безгласно бремя жестокого рабства». Предназначалось
оно для воспитанника Никиты Панина — будущего императора Павла Петровича.
Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а
введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины,
необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда
основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых
необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная
писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный
произвол, охвативший все органы государственного управления.
16
21 октября 1783 года Фонвизин одновременно с Г. Р.
Державиным, М. М. Херасковым и другими стал членом Российской Академии и принял
деятельное участие в работе по созданию Словаря Академии Российской. На
заседании 11 ноября он читал «Начертание» для составления Словаря. После
нескольких обсуждений основные положения «Начертания» были приняты большинством
членов Академии.
17
Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь
(паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил
непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II,
запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное
наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей
для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернёра» и
драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние
годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание». В
своих мемуарах И. И. Дмитриев вспоминает, что 30 ноября 1792 года, за день до
своей смерти, Фонвизин в доме Державина слушал свою комедию «Гувернёр».
18
В. Ф. Ходасевич в своей книге «Державин», написанной на
основе материалов Я. К. Грота пишет, что Фонвизина, опирающегося на палку,
привели буквально под руки, и он в течение нескольких часов удерживал внимание
всех собравшихся. На следующий день он умер.
Скончался Фонвизин 1 декабря 1792 года. Похоронен в
Александро-Невской лавре на Лазаревском кладбище (V уч., Фонвизинская дорожка). Екатерина Ивановна пережила
мужа на 4 года.
19
На надгробном камне могилы Фонвизина между изображением
креста вверху и адамовой головой внизу была выбита надпись: «Под сим камнем погребено тело статского советника
Дениса Ивановича Фонвизина. Родился в 1745 году, апреля 3 дня. Преставился в
1792 году декабря 1 дня. Жизнь его была 48 лет, 7 месяцев и 28 дней».
20
В Москве в 2016 году открылась станция метро
Фонвизинская.
21
Пушкин
очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так
мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту
особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии
Фонвизина и Гоголя.
22
«В произведениях этого писателя впервые выявилось
демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор
пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал
А. И. Герцен.
23
Говоря о творчестве Фонвизина, известный
литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и
Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей
литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю
плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей,
о правах общества».
24
онвизин упоминается без обозначения имени в повести
Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
— … Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, —
продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних
лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с
большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу
придворных, — предмет, достойный остроумного пера вашего! — Вы, ваше
императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере,
Лафонтена! — отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
25
Фонвизин упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений
Онегин» в строфе о русском театре:
Там в стары годы,
Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
и переимчивый Княжнин…
26
Отдельно Фонвизину посвящено произведение А. С. Пушкина
«Тень Фонвизина», где
Фонвизин, будучи призраком, посещает русских поэтов Кропова, Хвостова,
Державина с целью наказать или поощрить поэтов.
27
С именем Фонвизина связан известный исторический анекдот
о фразе «Умри, Денис, лучше не напишешь».
(Материал
из Википедии)
No hay comentarios:
Publicar un comentario